Учебник Демидова 3 класс 3 часть. Страница 10


Знакомимся с основным вопросом урока


 

1. Вычислите: 63 : 2;      264 : 2.

Как выполнить деление?

63 : 2 =31 (ост. 1);               264 : 2 = 132


Узнаём новое


2. Как Лика и Майя искали значения выражений? Как они рассуждали? Какие записи здесь пропущены?

84 : 4 = (80 + 4) : 4 = …                          963 : 3 = (900 + 60 + 3) : 3 = …

84 : 4 = (80 + 4) :4 = 80 : 4 + 4 : 4 = 20 + 1 = 21

963 : 3 = (900 + 60 + 3) : 3 = 900 : 3 + 60 : 3 + 3 : 3 = 300 + 20 + 1 = 321

Девочки разложили числа 84 и 963 на сумму разрядных слагаемых и воспользовались правилом деления суммы на число.

3.Костя и Витя записали эти вычисления. Какую форму записи использовали мальчики?

2

Сформулируйте ответ на основной вопрос урока.

Мальчики производили вычисления столбиком.

Такая запись называется деление уголком. Делимое 84 расположили слева от «полочки-уголка». На «полочке» записан делитель 4, а под «полочкой» будем записывать частное. Деление начинаем с выбора первого неполного делимого. Движемся от старшего разряда (слева направо). Мы делим на однозначное число, поэтому сначала возьмём одну цифру делимого (первую слева). Сравним записанное этой цифрой однозначное число с делителем. Если оно больше делителя или равно ему, то именно это число и будет первым неполным делимым. Случай, когда оно меньше делителя, будет рассмотрен позже. Часто первое неполное делимое отделяют чёрточкой сверху.

После того как выбрано первое неполное делимое, намечаем количество цифр в частном: их количество на единицу больше, чем количество цифр справа от первого неполного делимого (от чёрточки). В нашем случае 8 > 4, значит 8 и есть первое неполное делимое. Справа от него стоит ещё одна цифра, значит, в частном намечаем две цифры.

Делим 8 на 4 и получаем в частном 2. Два в частном умножаем на делитель 4, получаем 8. Из 8 вычитаем 8, получаем 0, который по традиции не записываем. Сносим следующую цифру делимого, получаем второе неполное делимое. Делим 4 на 4, получаем в частном 1. Один в частном умножаем на делитель 4, получаем 4. Из 4 вычитаем 4, получаем 0. Последний нуль по традиции записываем. Читаем ответ: 21.

2-2