Учебник Демидова 3 класс 3 часть. Страница 4
Знакомимся с основным вопросом урока
1. В сосновом бору ребята нашли 314 кустарничков черники и в 3 раза больше кустарничков брусники. Сколько кустарничков брусники нашли ребята в сосновом бору?
Как выполнить вычисления?
314 • 3 = 942 (к.)
Узнаём новое
2. Витя записал решение так:
314 • 3 = (300 + 10 + 4) • 3 = 900 + 30 + 12 = 942 (к.)
Костя записал решение так: 314 • 3 = 942 (к.)
Объясните эти записи. Что нового появилось в алгоритме умножения?
Сформулируйте ответ на основной вопрос урока.
Витя разложил число 314 на сумму разрядных слагаемых и воспользовался правилом умножением суммы на число. Костя использовал алгоритм письменного умножения. Новое: при умножении единиц на 3 получилось двузначное число 12. Цифру 2 записали под единицами, а I десяток «запомнили» и добавили его к результату после умножения десятков на 3.
Рассуждать можно так:
запишем числа в столбик: второй множитель под первым,
единицы под единицами;
умножим число 314 на 3 в столбик;
начинаем умножать с единиц: 4 • 3 = 12;
12 ед. — это 1 д. 2 ед.;
записываем в произведении в разряде единиц 2, а 1 д. запоминаем;
умножаем десятки: 1 • 3 = 3. После этого к 3 десяткам прибавляем 1 десяток, полученный при умножении единиц.
Записываем в произведении в разряде десятков 4; умножаем сотни: 3 • 3 = 9; записываем в произведении в разряде сотен 9; читаем ответ: 942.
Применяем новые знания
3. Выполните умножение столбиком с объяснением.
452-2 123-4 121-6 86-4
Объяснение — см. Правило в 2.
Выбираем задания и тренируемся
4. Какие уравнения придумала Майя? Запишите и решите их:
а) неизвестное число разделили на 5 и получили разность 200 и 85;
б) на какое число нужно умножить 46, чтобы получить разность чисел 100.