Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55
Что узнали. Чему научились
12. Сравни скорости, с которыми могут двигаться разные животные (с. 78—79).
В учебнике приведены данные по скорости различных животных и птиц. Скорость движения обозначена в разных единицах: в км/ч, в м/мин и м/с. Переведём все указанные скорость в км/ч:
Сокол (во время пикирования с высоты) — 360 км/ч
Аист — 600 м/мин =36 км/ч
- 600 м/мин • 60 мин : 1 000 м = 36 000 : 1 000 = 36 км/ч
Голубь — 60-90 км/ч
Воробей — 30-60 км/ч
Стриж — 2-3 км/мин = 120-180 км/ч
- 2 км/мин • 60 мин = 120 км/ч
- 3 км/мин • 60 мин = 180 км/ч
Гепард — 30 м/с = 108 км/ч
- 30 м/с • 3 600 с : 1 000 м = 108 000 : 1 000 = 108 км/ч
Антилопа — 25 м/с = 90 км/ч
- 25 м/с • 3 600 с : 1 000 м = 90 000 : 1 000 = 90 км/ч
Лев — 80 км/ч
Страус — 500 м/мин = 30 км/ч
- 500 м/мин • 60 мин : 1 000 м = 30 000 : 1 000 = 30 км/ч
Зебра — 1 км/мин = 60 км/ч
- 1 км/мин • 60 мин = 60 км/ч
Жираф — 750 м/мин = 45 км/ч
- 750 м/мин • 60 мин : 1 000 м = 45 000 : 1 000 = 45 км/ч
Теперь мы можем расположить животных от самых быстрых до самых медленных:
- Сокол (во время пикирования с высоты) — 360 км/ч
- Стриж — 2-3 км/мин = 120-180 км/ч
- Гепард — 30 м/с = 108 км/ч
- Антилопа — 25 м/с = 90 км/ч
- Лев — 80 км/ч
- Голубь — 60-90 км/ч
- Зебра — 1 км/мин = 60 км/ч
- Воробей — 30-60 км/ч
- Жираф — 750 м/мин = 45 км/ч
- Аист — 600 м/мин =36 км/ч
- Страус — 500 м/мин = 30 км/ч
13. 1) Дана сумма 36 + 44. Каждое слагаемое увеличили в 20 раз. Проверь, увеличится ли в 20 раз значение суммы.
36 • 20 + 44 • 20 = 720 + 880 = 1 600
(36 + 44) • 20 = 1 600
Ответ: утверждение верно.
2) Дано произведение 15 • 10. Первый множитель увеличили в 4 раза, а второй оставили без изменения. Проверь, увеличится ли в 4 раза значение произведения.
(15 • 4) • 10 = 60 • 10 = 600
(15 • 10) • 4 = 150 • 4 = 600
Ответ: утверждение верно.
14. Реши:
15. Выполни деление с остатком.
448 : 10 = 44 (ост. 8)
683 : 10 = 68 (ост. 3)
367 : 80 = 4 (ост. 47)
421 : 50 = 8 (ост. 21)
293 : 70 = 4 (ост. 13)
16. Составь и реши задачи по рисункам животных (с. 79).
Задача 1:
Антилопа может бежать со скоростью 25 м/с, а гепард — со скоростью 30 м/с. Догонит ли гепард антилопу за 5 минут, если сначала расстояние между ними было 1 км?
1) 30 — 25 = 5 (м/с) — скорость сближения гепарда и антилопы.
5 м/с = 5 • 60 = 300 м/мин
2) 300 • 5 = 1 500 (м) — на столько метров больше пробежит за 5 минут гепард, чем антилопа.
1 км = 1 000 м
3) 1 500 м > 1 000 м, значит гепард догонит антилопу.
Ответ: догонит.
Задача 2:
Расстояние между двумя рощами 15 км. Сколько времени будет бежать жираф от одной рощи к другой, если его максимальная скорость 750 м/мин.
15 км = 15 000 м
1) 15 000 : 750 = 20 (мин) — потребуется жирафу, чтобы добежать до второй рощи на максимальной скорости.
Ответ: 20 минут.
17. Реши задачи и сравни их решения.
1) В один магазин привезли 18 одинаковых бидонов молока, а в другой — 12 таких же бидонов. В первый магазин привезли на 228 л молока больше, чем во второй. Сколько литров молока привезли в каждый магазин?
1) 18 — 12 = 6 (шт) — бидонов больше привезли в первый магазин, чем во второй.
2) 228 : 6 = 38 (л) — молока в одном бидоне.
3) 38 • 18 = 684 (л) — молока привезли в первый магазин.
4) 38 • 12 = 456 (л) — молока привезли во второй магазин.
Ответ: в первый магазин привезли 684 л, а во второй магазин — 456 л.
2) В один магазин привезли в одинаковых бидонах 684 л молока, а в другой — 456 л молока в таких же бидонах. В первый магазин привезли на 6 бидонов молока больше, чем во второй. Сколько бидонов молока привезли в каждый магазин?
1) 684 — 456 = 228 (л) — молока привезли в первый магазин больше, чем во второй.
2) 228 : 6 = 38 (л) — молока в одном бидоне.
3) 684 : 38 = 18 (шт) — бидонов привезли в первый магазин.
4) 456 : 38 = 12 (шт) — бидонов привезли во второй магазин.
Ответ: в первый магазин привезли 18 бидонов молока, а во второй — 12 бидонов.
Сравнение задач:
Вторая задача является обратной к первой задаче.
18. Реши уравнения.
19. Начерти и вырежи 4 квадрата со стороной 4 см.
Составь из них 2 разных прямоугольника и найди периметр и площадь каждого из них.
Синий прямоугольник:
- Длина прямоугольника: 4 • 4 = 16 см
- Ширина прямоугольника: 4 см
- Периметр прямоугольника: (16 + 4) • 2 = 20 • 2 = 40 см
- Площадь прямоугольника: 16 • 4 = 64 см²
Красный прямоугольник:
- Длина прямоугольника: 4 • 2 = 8 см
- Ширина прямоугольника: 4 • 2 = 8 см
- Периметр прямоугольника: (8 + 8) • 2 = 16 • 2 = 32 см
- Площадь прямоугольника: 8 • 8 = 64 см²
Ответ: периметр синего прямоугольника 40 см, площадь синего прямоугольника 64 см², периметр красного прямоугольника 32 см, площадь красного прямоугольника 64 см².
20. Рассмотри чертёж и выпиши названия всех треугольников с общей стороной АС; ВС.
Треугольники с общей стороной AC:
- BCA
- MCA
- CDA
Треугольники с общей стороной BC:
- BCD
- BCA
- BCM
- BCO
- BCK
21. 1) Объясни, почему на 2 делится без остатка любое число, в записи которого последняя цифра 0, 2, 4, 6 или 8.
Если вспомнить таблицу умножения, то мы видим, что при умножении на 2 получаются числа, оканчивающиеся либо на 0. либо на 2, либо на 4, либо на 6, ибо на 8.
Деление — арифметическое действие обратное умножению. Именно поэтому при делении чисел оканчивающихся на 0, 2, 4, 6 или 8 на число 2 получается число без остатка.
2) Какой должна быть последняя цифра в записи числа, которое делится без остатка на 5?
Мы знаем, что при умножении на 5 получаются числа, оканчивающиеся либо на 0, либо на 5.
Так как деление — арифметическое действие, обратное умножению, то делиться без остатка на 5 будут все числа, оканчивающиеся на 0 или на 5.
Задание на полях
Найди лишнее выражение
- 240 : 2 — надо найти частное
- 360 : 3 — надо найти частное
- 600 : 5 — надо найти частное
- 120 • 1 — надо найти произведение, значит это выражение лишнее.
- 480 : 4 — надо найти частное
- 720 : 6 — надо найти частное
- 1 200 : 10 — надо найти частное
Ответ: Лишнее выражение 120 • 1.