Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

Что узнали. Чему научились

12. Сравни скорости, с которыми могут двигаться разные животные (с. 78—79).

В учебнике приведены данные по скорости различных животных и птиц. Скорость движения обозначена в разных единицах: в км/ч, в м/мин и  м/с. Переведём все указанные скорость в км/ч:

Сокол (во время пикирования с высоты) — 360 км/ч

Аист — 600 м/мин =36 км/ч

  • 600 м/мин • 60 мин : 1 000 м = 36 000 : 1 000 = 36 км/ч

Голубь — 60-90 км/ч

Воробей — 30-60 км/ч

Стриж — 2-3 км/мин = 120-180 км/ч

  • 2 км/мин • 60 мин = 120 км/ч
  • 3 км/мин • 60 мин = 180 км/ч

Гепард — 30 м/с = 108 км/ч

  • 30 м/с • 3 600 с : 1 000 м = 108 000 : 1 000 = 108 км/ч

Антилопа — 25 м/с = 90 км/ч

  • 25 м/с • 3 600 с : 1 000 м = 90 000 : 1 000 = 90 км/ч

Лев —  80 км/ч

Страус — 500 м/мин = 30 км/ч

  • 500 м/мин • 60 мин : 1 000 м = 30 000 : 1 000 = 30 км/ч

Зебра — 1 км/мин = 60 км/ч

  • 1 км/мин • 60 мин = 60 км/ч

Жираф —  750 м/мин = 45 км/ч

  • 750 м/мин • 60 мин : 1 000 м = 45 000 : 1 000 = 45 км/ч

Теперь мы можем расположить животных от самых быстрых до самых медленных:

  1. Сокол (во время пикирования с высоты) — 360 км/ч
  2. Стриж — 2-3 км/мин = 120-180 км/ч
  3. Гепард — 30 м/с = 108 км/ч
  4. Антилопа — 25 м/с = 90 км/ч
  5. Лев —  80 км/ч
  6. Голубь — 60-90 км/ч
  7. Зебра — 1 км/мин = 60 км/ч
  8. Воробей — 30-60 км/ч
  9. Жираф —  750 м/мин = 45 км/ч
  10. Аист — 600 м/мин =36 км/ч
  11. Страус — 500 м/мин = 30 км/ч

13. 1) Дана сумма 36 + 44. Каждое слагаемое увеличили в 20 раз. Проверь, увеличится ли в 20 раз значение суммы.

36 • 20 + 44 • 20 = 720 + 880 = 1 600

(36 + 44) • 20 = 1 600

Ответ: утверждение верно.

2) Дано произведение 15 • 10. Первый множитель увеличили в 4 раза, а второй оставили без изменения. Проверь, увеличится ли в 4 раза значение произведения.

(15 • 4) • 10 = 60 • 10 = 600

(15 • 10) • 4 = 150 • 4 = 600

Ответ: утверждение верно.

14. Реши:

Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

15. Выполни деление с остатком.

448 : 10 = 44 (ост. 8)
683 : 10 = 68 (ост. 3)

367 : 80 = 4 (ост. 47)
421 : 50 = 8 (ост. 21)

293 : 70 = 4 (ост. 13)

16. Составь и реши задачи по рисункам животных (с. 79).

Задача 1:

Антилопа может бежать со скоростью 25 м/с, а гепард — со скоростью 30 м/с. Догонит ли гепард антилопу за 5 минут, если сначала расстояние между ними было 1 км? 

Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

1) 30 — 25 = 5 (м/с) — скорость сближения гепарда и антилопы.

5 м/с = 5 • 60 = 300 м/мин

2) 300 • 5 = 1 500 (м) — на столько метров больше пробежит за 5 минут гепард, чем антилопа.

1 км = 1 000 м

3) 1 500 м > 1 000 м, значит гепард догонит антилопу.

Ответ: догонит.

Задача 2:

Расстояние между двумя рощами 15 км. Сколько времени будет бежать жираф от одной рощи к другой, если его максимальная скорость 750 м/мин.

Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

15 км = 15 000 м

1) 15 000 : 750 = 20 (мин) — потребуется жирафу, чтобы добежать до второй рощи на максимальной скорости.

Ответ: 20 минут.

17. Реши задачи и сравни их решения.

1) В один магазин привезли 18 одинаковых бидонов молока, а в другой — 12 таких же бидонов. В первый магазин привезли на 228 л молока больше, чем во второй. Сколько литров молока привезли в каждый магазин?

Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

1) 18 — 12 = 6 (шт) — бидонов больше привезли в первый магазин, чем во второй.

2) 228 : 6 = 38 (л) — молока в одном бидоне.

3) 38 • 18 = 684 (л) — молока привезли в первый магазин.

4) 38 • 12 = 456 (л) — молока привезли во второй магазин.

Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

Ответ: в первый магазин привезли 684 л, а во второй магазин — 456 л.

2) В один магазин привезли в одинаковых бидонах 684 л молока, а в другой — 456 л молока в таких же бидонах. В первый магазин привезли на 6 бидонов молока больше, чем во второй. Сколько бидонов молока привезли в каждый магазин?

Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

1) 684 — 456 = 228 (л) — молока привезли в первый магазин больше, чем во второй.

2) 228 : 6 = 38 (л) — молока в одном бидоне.

3) 684 : 38 = 18 (шт) — бидонов привезли в первый магазин.

4) 456 : 38 = 12 (шт) — бидонов привезли во второй магазин.

Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

Ответ: в первый магазин привезли 18 бидонов молока, а во второй — 12 бидонов.

Сравнение задач:

Вторая задача является обратной к первой задаче.

18. Реши уравнения.

Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

19. Начерти и вырежи 4 квадрата со стороной 4 см.

Составь из них 2 разных прямоугольника и найди периметр и площадь каждого из них.

Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

Синий прямоугольник:

  • Длина прямоугольника: 4 • 4 = 16 см
  • Ширина прямоугольника: 4 см
  • Периметр прямоугольника: (16 + 4) • 2 = 20 • 2 = 40 см
  • Площадь прямоугольника: 16 • 4 = 64 см²

Красный прямоугольник:

  • Длина прямоугольника: 4 • 2 = 8 см
  • Ширина прямоугольника: 4 • 2 = 8 см
  • Периметр прямоугольника: (8 + 8) • 2 = 16 • 2 = 32 см
  • Площадь прямоугольника: 8 • 8 = 64 см²

Ответ: периметр синего прямоугольника 40 см, площадь синего прямоугольника 64 см², периметр красного прямоугольника 32 см, площадь красного прямоугольника 64 см².

20. Рассмотри чертёж и выпиши названия всех треугольников с общей стороной АС; ВС.

Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 55

Треугольники с общей стороной AC:

  • BCA
  • MCA
  • CDA

Треугольники с общей стороной BC:

  • BCD
  • BCA
  • BCM
  • BCO
  • BCK

21. 1) Объясни, почему на 2 делится без остатка любое число, в записи которого последняя цифра 0, 2, 4, 6 или 8.

Если вспомнить таблицу умножения, то мы видим, что при умножении на 2 получаются числа, оканчивающиеся либо на 0. либо на 2, либо на 4, либо на 6, ибо на 8. 

Деление — арифметическое действие обратное умножению. Именно поэтому при делении чисел оканчивающихся на 0, 2, 4, 6 или 8 на число 2 получается число без остатка.

2) Какой должна быть последняя цифра в записи числа, которое делится без остатка на 5?

Мы знаем, что при умножении на 5 получаются числа, оканчивающиеся либо на 0, либо на 5. 

Так как деление — арифметическое действие, обратное умножению, то делиться без остатка на 5 будут все числа, оканчивающиеся на 0 или на 5.


Задание на полях

Найди лишнее выражение

  • 240 : 2 — надо найти частное
  • 360 : 3 — надо найти частное
  • 600 : 5 — надо найти частное
  • 120 • 1 — надо найти произведение, значит это выражение лишнее.
  • 480 : 4 — надо найти частное
  • 720 : 6 — надо найти частное
  • 1 200 : 10 — надо найти частное

Ответ: Лишнее выражение 120 • 1.