Мерзляк 5 класс — § 20. Степень числа

Вопросы к параграфу

1. Как называют выражение 85 ? Как при этом называют число 8? Число 5?

85 — степень

8 — основание степени

5 — показатель степени

2. Как читают запись 85?

Запись можно прочитать двумя способами:

  • Восемь в пятой степени
  • Пятая степень числа восемь

3. Как называют вторую степень числа? Третью степень числа?

  • Вторую степень числа называют квадратом числа.
  • Третью степень числа называют кубом числа.

4. Как читают запись а2а3?

  • а² — читают «а в квадрате».
  • а³ — читают «а в кубе».

5. Чему равна первая степень числа?

Число в степени 1 равно самому числу. Например: 6¹ = 6, 23¹ = 23 и т.д.

6. В каком порядке выполняют вычисления, если в числовое выражение входит степень?

Сначала выполняют возведение числа в степень, а потом все остальные действия в привычном порядке.

Решаем устно

1. Решите уравнение:

Мерзляк 5 класс - § 20. Степень числа

2. Верно ли равенство 90 = 14 • 5 + 20? Да, равенство верно.

Можно ли утверждать, что при делении 90 на 14 получим неполное частное 5 и остаток 20? Да, это верное утверждение.

3. Вася разложил 60 яблок на кучки по 8 яблок, и ещё 4 яблока у него осталось. На сколько кучек Вася разложил яблоки?

60 = 8 • 7 + 4

У Васи получилось 7 кучек по 8 яблок и ещё одна кучка с 4 яблоками, то есть всего 8 кучек.

Ответ: 8 кучек.

4. Турист должен преодолеть маршрут длиной 25 км. После того как он шёл 4 ч с одной и той же скоростью, ему осталось пройти 1 км. С какой скоростью шёл турист?

1) 25 — 1 = 24 (км) — турист прошёл за 4 часа.

2) 24 : 4 = 6 (км/ч) — скорость туриста.

Ответ: 6 км/ч.

5. На двух участках росло 20 кустов роз. После того как с первого участка пересадили 2 куста роз на второй, на обоих участках стало по 10 кустов роз. Сколько кустов роз росло на каждом участке?

1) 10 + 2 = 12 (кустов) — роз росло на первом участке сначала.

2) 10 — 2 = 8 (кустов) — роз росло на втором участке сначала.

Ответ: на первом участке росло 12 кустов роз, а на втором — 8 кустов роз.

Упражнения

548. Назовите основание и показатель степени:

  1. 48 — основание 4, показатель 8
  2. 1310 — основание 13, показатель 10
  3. а9 — основание а, показатель 9
  4. 6m — основание 6, показатель m
  5. 239 — основание 2, показатель 39
  6. 93¹— основание 93, показатель 1

549. Упростите выражение, заменив произведение одинаковых множителей степенью:

Мерзляк 5 класс - § 20. Степень числа

550. Найдите значение выражения:

  1. 33 = 3 • 3 • 3 = 9 • 3 = 27
  2. 72 = 7 • 7 = 49
  3. 54 = 5 • 5 • 5 • 5= 25 • 5 • 5 = 125 • 5 = 625
  4. 25 = 2 • 2 • 2 • 2 • 2= 4 • 4 • 2 = 16 • 2 = 32
  5. 06 = 0 • 0 • 0 • 0 • 0 • 0= 0
  6. 112 = 1 • 1 • 1 • 1 • 1 • 1 • 1 • 1 • 1 • 1 • 1 • 1 = 1

551. Найдите значение выражения:

  1. 93 = 9 • 9 • 9 = 81 • 9 = 729
  2. 122 = 12 •12 = 144
  3. 24 = 2 • 2 • 2 • 2= 4 • 2 • 2 = 8 • 2 = 16
  4. 1100 = 2 • 2 • 2 • 2 • 2= 4 • 4 • 2 = 16 • 2 = 32
  5. 1001 = 100
  6. 103 = 10 • 10 • 10 = 100 • 10 = 1 000

552. Вычислите:

Мерзляк 5 класс - § 20. Степень числа

553. Вычислите:

Мерзляк 5 класс - § 20. Степень числа

554. Найдите значение выражения:

1) 16 — с3, если с = 2

16 — 23 = 16 — 8 = 8

2) х3 — х2, если х = 10

103 — 102 = 1000 — 100 = 900

3) 15а2, если а = 4

15 • 42 = 15 • 16 = 240

4) a2b3, если а = 6, b = 10

62 • 103 = 36 • 1 000 = 36 000

5) (x2 — y2) : (х — у), если х = 4, у = 2

(42 — 22) : (4 — 2) = (16 — 4) : 2 = 12 : 2 = 6

6) (x2 — y2) : х — у, если x = 4, y = 2

(42 — 22) : 4 — 2 = (16 — 4) : 4 — 2 = 12 : 4 — 2 = 3 — 2 = 1

7) x2 — y2 : (х — у), если х = 4, у = 2

42 — 22 : (4 — 2) = 16 — 4 : 2 = 16 — 2 = 14

8) x2 — y2 : х — y, если x = 4, у = 2

42 — 22 : 4 — 2 = 16 — 4 : 4 — 2 = 16 — 1 — 2 = 13

555. Найдите значение выражения:

1) x2 — 14, если х = 5; 7; 18

  • если х = 5, то x2 — 14 = 52 — 14 = 25 — 14 = 11
  • если х = 7, то x2 — 14 = 72 — 14 = 49 — 14 = 35
  • если х = 18, то x2 — 14 = 182 — 14 = 324 — 14 = 310

2) 2y2 + 13, если у = 6; 8; 9; 100

  • если у = 6, то 2y2 + 13 = 2 • 62 + 13 = 2 • 36 + 13 = 72 + 13 = 85
  • если у = 8, то 2y2 + 13 = 2 • 82 + 13 = 2 • 64 + 13 = 128 + 13 = 141
  • если у = 9, то 2y2 + 13 = 2 • 92 + 13 = 2 • 81 + 13 = 162 + 13 = 175
  • если у = 100, то 2y2 + 13 = 2 • 1002 + 13 = 2 • 10 000 + 13 = 20 000 + 13 = 20 013

556. Запишите в виде степени с основанием 3 число:

  1. 9 = 32
  2. 27 = 33
  3. 243 = 35
  4. 81 = 34

557. Запишите в виде степени с основанием 2 число:

  1. 4 = 22
  2. 16 = 24
  3. 32 = 25
  4. 256 = 28

558. Составьте числовое выражение и найдите его значение:

1) сумма куба числа 5 и квадрата числа 8

53 + 82 = 125 + 64 = 189

2) разность квадратов чисел 6 и 2

62 — 22 = 36 — 4 = 32

3) квадрат разности чисел 6 и 2

(6 + 2)2 = 42 = 16

4) разность куба числа 3 и квадрата числа 5

33 — 52 = 27 — 25 = 2

559. Составьте числовое выражение и найдите его значение:

1) куб разности чисел 9 и 8

(9 — 8)3 = 13 = 1

2) квадрат суммы чисел 8 и 7

(8 + 7)2 = 152 = 225

3) сумма квадратов чисел 8 и 7

82 + 72 = 64 + 49 = 113

4) разность кубов чисел 4 и 1

43 — 13 = 64 — 1 = 63

Упражнения для повторения

560. Решите уравнение:

Мерзляк 5 класс - § 20. Степень числа

Мерзляк 5 класс - § 20. Степень числа

561. Для приготовления десяти порций мороженого используют 200 г сахара. На сколько порций мороженого хватит 500 г сахара?

Мерзляк 5 класс - § 20. Степень числа

1) 200 : 10 = 20 (гр) — сахара потребуется на изготовление 1 порции мороженого.

2) 500 : 20 = 25 (порций) — мороженого можно изготовить.

Ответ: 25 порций.

562. Вася задумал трёхзначное число, у которого с каждым из чисел 652, 153 и 673 совпадает один из разрядов, а два других не совпадают. Какое число задумал Вася?

Выбранные цифры должны использоваться только один единственный раз во всех трёх числах. Этому условию удовлетворяют следующие цифры:

  • в числе 652 — цифра 2, обозначающая единицы
  • в числе 153 — цифра 1, обозначающая сотни
  • в числе 673 — цифра 7, обозначающая десятки

Значит Вася задумал число 172.

Ответ: 172.

Задача от мудрой совы

563. В очереди за билетами в цирк стояли Миша, Наташа, Петя, Дима и Маша. Маша купила билет раньше, чем Миша, но позже, чем Наташа. Петя и Наташа не стояли рядом, а Дима не был рядом ни с Наташей, ни с Машей, ни с Петей. Кто за кем стоял в очереди?

Расположим ребят в таком порядке, чтобы условия задачи были выполнены:

Наташа ⇒ Маша ⇒ Петя ⇒ Миша ⇒ Дима

Ответ: Наташа стояла первой, Маша — второй, Петя — третьим, Миша — четвёртым, а Дима — пятым.