Учебник. Демидова 3 класс 1 часть. Страница 32

1.14. Умножение однозначного числа на двузначное число, запись которого оканчивается нулём


Вспоминаем то, что важно для урока


1. Назовите числа от 10 до 90, запись которых оканчивается нулём. Сколько десятков в каждом из этих чисел?

Запишите эти числа в виде произведения так, как это сделал Денис: 90 = 9 • 10.

10 — один десяток; 20 — два десятка;

30 — три десятка; 40 — четыре десятка;

50 — пять десятков; 60 — шесть десятков;

70 — семь десятков; 80 — восемь десятков;

90 — девять десятков.

1


Знакомимся с основным вопросом урока


2. Вычислите:

4 • 20

20 • 4

4 • 20 = 80

20 • 4 — 80

?! Как найти произведение однозначного и круглого двузначного числа?

Для этого нужно умножить однозначное число на число десятков круглого двузначного числа.


Узнаём новое


3. Помогите Мишке получить значение этих выражений. Продолжите его рассуждения:

4 • 20 = 4 • (2 • 10) = (4 • 2) • 10 = ? 20 • 4 =

… =8 • 10 = 80

20 • 4 = (2 • 10) • 4 = 10 • (4 • 2) = 10 • 8 = 80

4. Сделайте такие же записи. Соедините записи в столбиках так, чтобы получились верные равенства.

2

5. Найдите значения выражений:

20 • 3

4 • 20

30 • 2

2 • 50

Денис сказал, что он перемножил эти числа, как однозначные (2 • 3; 4 • 2; 3 • 2; 2 • 5), а потом к каждому произведению приписал нуль. Мог ли он получить верные равенства? Почему?

20 • 3 = 60

4 • 20 = 80

30 • 2 = 60

2 • 50= 100

Денис получил верные равенства, так как пользовался сочетательным и переместительным законами умножения.

Сформулируйте ответ на основной вопрос урока.

Перемножая однозначное и круглое двузначное число, можно пользоваться сочетательным и переместительным свойствами умножения: число десятков в двузначном числе умножить на однозначное число, и результат умножить на 10.


Применяем новые знания


6. Решите уравнения с объяснением и проверкой.

3

7. Какие цифры должны стоять вместо *, чтобы равенства были верными?

4