Учебник Моро 4 класс 2 часть. Страница 78
Странички для любознательных
1. Сокол медленно и плавно парит высоко в небе и, широко раскинув крылья, почти не шевелит ими, но, увидев на земле своим зорким взглядом маленькую зверушку, на которую он охотится, сокол складывает крылья и падает камнем вниз, развивая скорость до 360 км/ч. С какой высоты пикировал сокол, если у земли он оказался через 8 с?
- 1 км = 1 000 м
- 1 ч = 60 мин = 60 • 60 = 3 600 с
- 360 км/ч = (360 • 1 000) : 3 600 = 360 000 : 3 600 = 100 м/с.
100 • 8 = 800 (м) — высота на которой был сокол.
Ответ: сокол спикировал с высоты 800 м.
2. Многие птицы осенью перелетают с севера на юг, в тёплые края. Учёные установили, что одна полярная крачка (чайка) пролетела расстояние 25 600 км за 160 сут. Чирки за месяц (30 дней) пролетают 6 000 км. Узнай, у кого средняя скорость полёта больше и на сколько километров в сутки больше — у крачки или у чирка.
1) 25 600 : 160 = 160 (км/сут.) — средняя скорость крачки.
2) 6 000 : 30 = 200 (км/сут.) — средняя скорость чирка.
3) 200 км/сут. > 160 км/сут., значит средняя скорость чирки больше, чем средняя скорость крачки.
3) 200 — 160 = 40 (км/сут.) — чирка пролетает больше, чем крачка.
Ответ: на 40 км/сут.
3. Рассмотри и сравни данные, приведённые в следующей таблице, выразив скорости в одинаковых единицах.
Выразим все данные о скорости птиц в км/ч.
- 1 ч = 60 мин
- 1 км = 1 000 м
1) 600 • 60 : 1000 = 36 (км/ч) — скорость полёта аиста.
2) 2 • 60 = 120 (км/ч) — нижняя граница скорости полёта стрижа
3) 3 • 60 = 180 (км/ч) — верхняя граница скорости полёта стрижа.
Скорость полёта голубя и воробья в км/ч нам известна, а колибри в процессе полёта находится практически на одном месте.
Расположим птиц в порядке убывания скорости их полёта:
- Стриж: 120 — 180 км/ч
- Голубь: 60 — 90 км/ч
- Воробей: 30 — 60 км/ч
- Аист: 36 км/ч
- Колибри: 0 км/ч.
Ответ: быстрее всех указанных птиц летит стриж, затем — голубь, воробей, аист и колибри.
4. Вырази скорость ветра в метрах в минуту; в метрах в час; в километрах в час.
1 минута = 60 секунд
1) 3 • 60 = 180 (м/мин) — нижняя граница скорости слабого ветра.
2) 5 • 60 = 300 (м/мин) — верхняя граница скорости слабого ветра.
3) 15 • 60 = 900 (м/мин) — нижняя граница скорости сильного ветра.
4) 18 • 60 = 1 080 (м/мин) — верхняя граница скорости сильного ветра.
5) 20 • 60 = 1 200 (м/мин) — нижняя граница скорости штормового ветра.
6) 25 • 60 = 1 500 (м/мин) — верхняя граница скорости штормового ветра.
7) 30 • 60 = 1 800 (м/мин) — скорость ураганного ветра.
1 час = 60 минут
8) 180 • 60 = 10 800 (м/ч) — нижняя граница скорости слабого ветра.
9) 300 • 60 =18 000 (м/ч) — верхняя граница скорости слабого ветра.
10) 900 • 60 = 54 000 (м/ч) — нижняя граница скорости сильного ветра.
11) 1 080 • 60 = 64 800 (м/ч) — верхняя граница скорости сильного ветра.
12) 1 200 • 60 = 72 000 (м/ч) — нижняя граница скорости штормового ветра.
13) 1 500 • 60 = 90 000 (м/ч) — верхняя граница скорости штормового ветра.
14) 1 800 • 60 = 108 000 (м/ч) — скорость ураганного ветра.
1 км = 1 000 м
15) 10 800 : 1 000 = 10,8 (км/ч) — нижняя граница скорости слабого ветра.
16) 18 000 : 1 000 = 18 (км/ч) — верхняя граница скорости слабого ветра.
17) 54 000 : 1 000 = 54 (км/ч) — нижняя граница скорости сильного ветра.
18) 64 800 : 1 000 = 64, 8 (км/ч) — верхняя граница скорости сильного ветра.
19) 72 000 : 1 000 = 72 (км/ч) — нижняя граница скорости штормового ветра.
20) 90 000 : 1 000 = 90 (км/ч) — верхняя граница скорости штормового ветра.
21) 108 000 : 1 000 = 108 (км/ч) — скорость ураганного ветра.
Для удобства занесём полученные результаты в таблицу.
Комментарий: В таблице вы можете увидеть странную запись чисел: 10,8 км/ч и 64,8 км/ч. Что это за числа и как их правильно прочитать вы узнаете в пятом классе. Приблизительно можно сказать, что:
- число 10,8 больше, чем 10, но меньше, чем 11.
- число 6438 больше, чем 64, но меньше, чем 65.