Учебник. Демидова 3 класс 2 часть. Страница 74
2.32 Умножение и деление трёхзначных чисел
Вспоминаем то, что важно для урока
1. Выполните задание Лики, найдите число, которое
а) в 3 раза больше 20
20 • 3 = 60
б) в 6 раз меньше 78
78 : 6 = 13
в) в 6 раз меньше 780
780 : 6 = 130
Смогли ли вы полностью выполнить это задание? В каком случае вы столкнулись с затруднениями?
Затруднения возникли при делении трёхзначного числа на 6.
Знакомимся с основным вопросом урока
2. Витя тоже дал Лике задание. Можете ли вы помочь Лике ответить на вопросы Вити?
а) На прибрежном мелководье Малайского архипелага растёт 840 видов бурых, красных и зелёных водорослей, а у берегов Чёрного моря их в 4 раза меньше. Сколько видов бурых, красных и зелёных водорослей растёт у берегов Чёрного моря?
840 : 4 = 210 (видов) — водорослей у берегов Черного моря.
Ответ: 210 видов.
б) Подводная лодка погрузилась на глубину 300 м, а батискаф — в 2 раза глубже. На какую глубину погрузился батискаф?
300 • 2 = 600 (метров) — глубина погружения батискафа.
Ответ: 600 метров.
Как можно найти произведение или частное трёхзначных чисел, запись которых оканчивается нулями?
Нужно «отбросить» нули, найти произведение или частное оставшегося двузначного или однозначного числа, а потом к полученной цифре справа приписать «отброшенное количество нулей». Например:
- чтобы 300 • 2 можно отбросить два нуля (которые справа), затем сделать расчет с оставшимся числом 3 • 2 = 6, а потом «приписать» справа ответа «отброшенные» два нуля и получить 600.
- чтобы 840 : 4 можно «отбросить» один ноль справа, затем сделать расчет с оставшимся числом 84 : 4 = 21, а потом «приписать» справа ответа «отброшенный» один ноль и получить 210.
Комментарий: Такой способ решения возможен благодаря сочетательному свойству умножения и деления. Подробно такое решение записывается так:
- 300 • 2 = 3 • 100 • 2 = 3 • 2 • 100 = 6 • 100 = 600
- 840 : 4 = 84 • 10 : 4 = 84 : 4 • 10 = 21 • 10 = 210
Узнаём новое
3. Лика составила к задачам Вити выражения и нашла их значения. Как она это сделала?
а) 840:4 = 84 д.: 4 = 21 д. = 210
840:4 = 210 (видов)
Лика выразила число 840 в десятках, затем, выполнив деление на 4, перевела результат в единицы.
б) 300 • 2 = 3 с. • 2 = 6 с. = 600
300 м • 2 = 600 метров
Число 300 Лика выразила в сотнях и, выполнив умножение на 3, перевела результат в единицы.
Сформулируйте ответ на основной вопрос урока.
Трёхзначные числа, запись которых оканчивается нулями, можно выразить в сотнях или десятках и выполнить умножение или деление этих сотен или десятков.
Применяем новые знания
4. Вычислите:
Что общего в выражениях каждого столбика?
Нужно делить или умножать одни и те же числа, а потом просто дописать нужное количество нулей.