Мерзляк 5 класс — § 24. Комбинаторные задачи

Вопросы к параграфу

1. Какие задачи называют комбинаторными?

Комбинаторные задачи — это задачи, решение которых требует рассмотрения и подсчёта все возможных случаев (всех возможных комбинаций).

2. Как называют схему, с помощью которой удобно и наглядно решать комбинаторные задачи?

Дерево возможных вариантов.

Решаем устно

1. Одним слоем бумаги оклеили куб, длина ребра которого равна 3 дм. Сколько квадратных дециметров бумаги потребовалось на оклеивание куба?

Найдём площадь поверхности куба:

S = 6a² = 6 • 3² = 6 • 9 = 54 (дм²) — бумаги потребовалось для оклеивания куба.

Ответ: 54 дм².

2. Объём прямоугольного параллелепипеда равен 240 см³. Какая из следующих троек чисел может задавать измерения этого параллелепипеда:

1) 4 см, 6 см, 12 см

4 • 6 • 12 = 24 • 12 = 288 (см³) — нет, эти числа не могут быть измерениями данного прямоугольного параллелепипеда.

2) 5 см, 6 см, 8 см

5 • 6 • 8 = 30 •  8 = 240 (см³) — да, эти числа могут быть измерениями данного прямоугольного параллелепипеда.

3) 3 см, 5 см, 10 см

3 • 5 • 10 = 15 •  10 = 150 (см³) — нет, эти числа не могут быть измерениями данного прямоугольного параллелепипеда.

4) 10 см, 10 см, 24 см

10 • 10 • 24 = 100 • 24 = 2 400 (см³) — нет, эти числа не могут быть измерениями данного прямоугольного параллелепипеда.

Ответ: числа 5 см, 6 см и 8 см.

3. Сколько центнеров пшеницы можно засыпать в бункер, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, если его длина равна 8 м, ширина — 2 м, высота — 1 м, а масса 1 м³ зерна составляет 8 ц?

1) 8 • 2 • 1 = 16 (м²) — объём бункера.

2) 16 • 8 = 128 (ц) — пшеницы можно засыпать в бункер.

Ответ: 128 центнеров.

4. Что больше и на сколько:

1) квадрат суммы чисел 4 и 3 или сумма их квадратов

(4 + 3)² > 4² + 3²
7² > 16 + 9
49 > 25

2) разность квадратов чисел 10 и 8 или квадрат их разности

10² — 8² > (10 — 8)²
100² — 64² > 2²
36 > 4

3) разность кубов чисел 5 и 3 или куб их разности

5³ — 3³ > (5 — 3)³
125 — 27 > 2³
98 > 8

Упражнения

645. Запишите все двузначные числа, в записи которых используются только цифры 1, 2 и 3 (цифры могут повторяться).

Таких двузначных чисел всего 9:

  • 11, 12, 13
  • 22, 21, 23
  • 33, 31, 32

646. Запишите все двузначные числа, в записи которых используются только цифры 1, 2 и 0 (цифры могут повторяться).

Таких двузначных чисел всего 6:

  • 11, 12, 10
  • 22, 21, 20

647. У ослика Иа-Иа есть три надувных шарика: красный, зелёный и жёлтый. Он хочет подарить по одному шарику своим друзьям: Винни-Пуху, Пятачку и Кролику. Сколько у ослика Иа-Иа есть вариантов сделать подарки своим друзьям?

Решим задачу при помощи схемы «Дерево возможных вариантов».

Мерзляк 5 класс - § 24. Комбинаторные задачи

Итак, у нас получилось шесть возможных вариантов:

Винни-Пуха

Пятачок

Кролик

Вариант 1

Зелёный Красный Жёлтый

Вариант 2

Зелёный Жёлтый Красный

Вариант 3

Красный Зелёный Жёлтый
Вариант 4 Красный Жёлтый

Зелёный

Вариант 5 Жёлтый Зелёный

Красный

Вариант 6 Жёлтый Красный

Зелёный

Ответ: 6 вариантов.

648. Сколько двузначных чисел, все цифры которых различны, можно составить из цифр 0, 1 и 2?

Таких двузначных чисел всего 4:

  • 12, 10
  • 21, 20

649. В футбольном турнире участвуют команды 5 «А» класса, 5 «Б» класса и 5 «В» класса. Сколько существует способов распределения первого и второго мест среди этих команд? Решение какой задачи из номеров 645—648 аналогично решению этой задачи?

Решим задачу при помощи схемы «Дерево возможных вариантов».

Мерзляк 5 класс - § 24. Комбинаторные задачи

Итак, у нас получилось шесть возможных вариантов (последовательно места, занятые 5″А», 5″Б» и 5″В»):

Итак, у нас получилось шесть возможных вариантов (последовательно цвет шарика для Винни-Пуха, Пятачка и Кролика):

5″А»

5″Б»

5″В»

Вариант 1

1 2

Вариант 2

1 2

Вариант 3

2 1
Вариант 4 2

1

Вариант 5 1

2

Вариант 6 2

1

Задача аналогична задаче № 647.

Ответ: 6 вариантов.

650. Запишите все трёхзначные числа, для записи которых используются только цифры (Цифры не могут повторяться.):

1) 3, 4 и 6

  • 346, 364
  • 436, 463
  • 634, 643

2) 4, 7 и 0

  • 470, 407
  • 740, 704

651. Сколько различных трёхзначных чисел можно составить из цифр (Цифры могут повторяться.):

1) 1 и 2

  • 111, 112, 121, 122
  • 222, 221, 212, 211

Ответ: 8 чисел.

2) 0 и 1

  • 111, 110, 101, 100

Ответ: 4 числа.

652. Запишите все двузначные числа, в записи которых используются только цифры 2, 4, 9 и 0. (Цифры могут повторяться.)

  • 22, 24, 29, 20
  • 42, 44, 49, 40
  • 92, 94, 99, 90

653. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 6, 7, 8 и 9 так, чтобы цифры были записаны в порядке возрастания?

  • 67, 68, 69
  • 78, 79
  • 89

Ответ: 6 чисел.

654. Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 6, 7, 8 и 9 так, чтобы цифры были записаны в порядке убывания?

  • 98, 97, 96
  • 87, 86
  • 76

Ответ: 6 чисел.

655. Сколько существует двузначных чисел, сумма цифр которых равна 5?

Всего 5 чисел: 14, 23, 32, 41, 50.

Ответ: 5 чисел.

656. Сколько двузначных чисел, сумма цифр которых равна чётному числу, можно составить из цифр 1, 2, 3, 4 (цифры могут повторяться)?

Всего 8 чисел: 11, 13, 22, 24, 31, 33, 42, 44.

Ответ: 8 чисел.

657. Сколько двузначных чисел, сумма цифр которых равна нечётному числу, можно составить из цифр 0, 1,2, 3?

Всего 6 чисел: 10, 12, 21, 23, 30, 32.

Ответ: 6 чисел.

658. Кот Базилио и лиса Алиса решили украсть золотой ключик, который хранится в каморке папы Карло. Чтобы туда проникнуть, нужно подобрать двузначный код. Им известно, что дверь в каморку закрывает Буратино, который знает пока что только четыре цифры: 0, 1, 2 и 3. Какое наибольшее количество вариантов придётся перебрать коту и лисе, чтобы открыть дверь?

Составим таблицу:

  • в первом столбце запишем возможные варианты первой цифры кода
  • в верхней строке — возможные варианты второй цифры кода
  • на пересечении строк и столбцов — возможные варианты кодов.

 

0 1 2 3

0

00 01 02 03

1

10 11 12

13

2 20 21 22

23

3 30 31 32

33

Итак, возможное количество вариантов кода — 16.

Ответ: 16 вариантов.

659. Сколько существует различных прямоугольников, периметры которых равны 24 см, а длины сторон выражены целым числом сантиметров?

P = (a + b) • 2

Если P = 24 см, то сумма длин сторон равна 24 : 2 = 12 см.

Существует 6 возможных вариантов таких прямоугольников. Длины сторон у них должны быть:

  1. 1 см и 11 см
  2. 2 см и 10 см
  3. 3 см и 9 см
  4. 4 см и 8 см
  5. 5 см и 7 см
  6. 6 см и 6 см (квадрат, который также соответствует определению прямоугольника).

Ответ: 6 прямоугольников.

660. У Ани есть 30 одинаковых кубиков. Сколько различных прямоугольных параллелепипедов она может из них составить, если для построения одного параллелепипеда надо использовать все имеющиеся 30 кубиков?

V = abc

Если V = 30, то можно подобрать 5 вариантов постройки прямоугольного параллелепипеда из одинаковых кубиков:

  1. 30 • 1 • 1 = 30 
  2. 15 • 2 • 1 = 30 
  3. 10 • 3 • 1 = 30 
  4. 6 • 5 • 1 = 30 
  5. 5 • 3 • 2 = 30 

Ответ: 5 вариантов.

661. На прямой отметили четыре точки А, В, С и D. Сколько отрезков с концами в отмеченных точках можно провести? Какой из рисунков § 24 помогает решить эту задачу?

Для решения этой задачи можно ориентироваться на рисунок 184 § 24:

Мерзляк 5 класс - § 24. Комбинаторные задачи

Но лучше сделать свой рисунок для этой конкретно задачи:

Мерзляк 5 класс - § 24. Комбинаторные задачи

  • AB, AC, AD
  • BC, BD
  • CD

Ответ: 6 отрезков.

662. Подножие горы и её вершину связывают три тропы. Сколько существует маршрутов, ведущих от подножия к вершине и затем вниз к подножию?

Мерзляк 5 класс - § 24. Комбинаторные задачи

Нарисуем эти три маршрута схематично, изобразив их в виде лучей, выходящих из единой точки, где:

  • O — вершина горы
  • A — первая точка у подножия горы
  • B — вторая точка у подножия горы
  • C — третья точка у подножия горы.

Тогда возможные следующие варианты маршрутов (начало маршрута — вершина — конец маршрута):

  • AOA, AOB, AOC
  • BOA, BOB, BOC
  • COA, COB, COC

Итого — 9 вариантов маршрутов.

Ответ: 9 вариантов.

663. Спортивной команде предлагают футболки трёх цветов — красного, зелёного и синего, а шорты двух цветов — белого и жёлтого. Сколько вариантов выбора формы есть у команды?

Составим таблицу:

  • в первом столбце запишем возможные варианты шорт
  • в верхней строке — возможные варианты футболок
  • на пересечении строк и столбцов — возможные варианты формы

Форма

Футболки
Красные Зелёные

Синие

Шорты

Белые Красная футболка

белые шорты

Зелёная футболка

белые шорты

Синяя футболка

белые шорты

Жёлтые Красная футболка

жёлтые шорты

Зелёная футболка

жёлтые шорты

Синяя футболка

жёлтые шорты

Итак, возможное количество вариантов формы — 6.

Ответ: 6 вариантов.

664. У Тани есть четыре платья и две пары туфель. Сколько у Тани есть вариантов выбора наряда?

Составим таблицу:

  • в первом столбце запишем возможные варианты туфель
  • в верхней строке — возможные варианты платьев
  • на пересечении строк и столбцов — возможные варианты наряда

Наряд

 

Платья
1 2 3

4

Туфли

1 Платье № 1

Туфли № 1

Платье № 2

Туфли № 1

Платье № 3

Туфли № 1

Платье № 4

Туфли № 1

2 Платье № 1

Туфли № 2

Платье № 2

Туфли № 2

Платье № 3

Туфли № 2

Платье № 4

Туфли № 2

Итак, возможное количество вариантов нарядов — 8.

Ответ: 8 вариантов.

665. В отряде космонавтов есть три пилота и два инженера. Сколько существует способов составить экипаж, состоящий из одного пилота и одного инженера?

Составим таблицу:

  • в первом столбце запишем возможные варианты инженеров
  • в верхней строке — возможные варианты пилотов
  • на пересечении строк и столбцов — возможные варианты экипажа

Экипаж

Пилоты
1 2

3

Инженеры

1 Пилот 1

Инженер 1

Пилот 2

Инженер 1

Пилот 3

Инженер 1

2 Пилот 1

Инженер 2

Пилот 2

Инженер 2

Пилот 3

Инженер 2

Итак, возможное количество вариантов нарядов — 6.

Ответ: 6 вариантов.

666. На рисунке 185 изображён план одного района города. Отрезками изображены улицы. Сколько существует маршрутов из точки А в точку В, если передвигаться разрешено по улицам, идущими вверх или вправо?

Мерзляк 5 класс - § 24. Комбинаторные задачи

Существуют следующие варианты маршрутов:

  1. Вверх — вверх — вправо — вправо
  2. Вверх — вправо — вверх — вправо
  3. Вверх — вправо — вправо — вверх
  4. Вправо — вверх — вверх — вправо
  5. Вправо — вверх — вправо — вверх
  6. Вправо — вправо — вверх — вверх

Итак, возможное количество вариантов маршрутов — 6.

Ответ: 6 вариантов.

667. В записи 1 * 2 * 3 * 4 вместо каждой звёздочки можно поставить один из знаков «+» или «•». Чему равно наибольшее значение выражения, которое можно получить?

Наибольшее значение выражения можно получить, если расставить знаки в таком порядке:

1 + 2 • 3 • 4 = 1 + 6 • 4 = 1 + 24 = 25.

Упражнения для повторения

668. Расстояние между двумя сёлами равно 28 км. Из этих сёл одновременно в одном направлении выехали мотоциклист и автобус. Автобус ехал впереди со скоростью 42 км/ч, а мотоциклист ехал со скоростью 56 км/ч. Через сколько часов после начала движения мотоциклист догонит автобус?

Мерзляк 5 класс - § 24. Комбинаторные задачи

1) 56 — 42 = 14 (км/ч) — скорость, с которой мотоциклист догоняет автобус — скорость сближения.

2) 28 : 14 = 2 (часа) — время, за которое мотоциклист догонит автобус.

Ответ: 2 часа.

669. Решите уравнение:

Мерзляк 5 класс - § 24. Комбинаторные задачи

Мерзляк 5 класс - § 24. Комбинаторные задачи

670. 1) Одно из слагаемых в 14 раз больше другого. Во сколько раз их сумма больше меньшего слагаемого?

Пусть х — первое слагаемое. Тогда второе слагаемое равно 14х.

(14х + х) : х = 15х : х = 15

Ответ: в 15 раз.

2) Вычитаемое в 12 раз больше разности. Во сколько раз уменьшаемое больше разности?

Пусть х — разность, тогда вычитаемое равно 12х, а уменьшаемое равно (12х + х).

(12х + х) : х = 13х : х = 13

Ответ: в 13 раз.

671. На ферме есть 156 коров, каждая из которых даёт в день 12 л молока. Молоко с фермы вывозят в бидонах ёмкостью 40 л. В некоторый день на ферме было в наличии 42 пустых бидона. Хватит ли бидонов, чтобы вывезти с фермы надоенное за день молоко?

1) 156 • 12 = 1 872 (литра) — молока надаивают на ферме за 1 день.

2) 42 • 40 = 1 680 (литров) — молока помещается в 42 пустых бидона.

3) 1 680 литров < 1 872 литра, значит 42 бидона не хватит для вывоза всего надоенного за день молока.

Ответ: Нет, не хватит.

672. Решите кроссворд.

Мерзляк 5 класс - § 24. Комбинаторные задачи

По горизонтали:

2. Результат арифметического действия (Частное)
3. Единица измерения времени (Секунда)
4. Единица измерения углов (Градус)
5. Компонент умножения (Множитель)
6. Компонент сложения (Слагаемое)

По вертикали:
1. «Царица наук» (Математика)

Задача от мудрой совы

673. В классе 30 учащихся. Они сидят по двое за 15 партами так, что половина всех девочек сидит с мальчиками. Можно ли учеников класса пересадить так, чтобы половина всех мальчиков сидела с девочками?

1) Если половина всех девочек сидят с мальчиками, значит вторая половина девочек сидит друг с другом по двое за партой. Значит половина девочек — это чётное количество человек.

2) Если половина девочек — это чётное количество человек, то общее количество девочек (две половины) также будет чётным числом.

3) Предположим, что условие задачи выполнимо и половину мальчиков можно посадить с девочками. Это значит, что другая половина мальчиков будет сидеть по двое за партой. То есть половина мальчиков также должно быть чётным числом

4) Половина мальчиков и половина девочек — это ровно половина класса. По нашему предположению это чётное количество человек, так как и половина мальчиков, и половина девочек чётные числа.

5) Но мы знаем, что в классе 30 учащихся, а половина от 30 человек — это 15 человек — нечётное число. Значит наше предположение о мальчиках было неверно и их нельзя посадить так, чтобы половина мальчиков сидела с девочками.

Ответ: Нет, нельзя.