Мерзляк 5 класс — § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

Вопросы к параграфу

1. Опишите, что представляет собой числовое выражение. —  Это выражения, которые составлены из чисел, знаков арифметических действий и скобок.

2. Опишите, что представляет собой буквенное выражение. — Это выражения, которые составлены из букв, цифр, знаков арифметических действий и скобок.

3. Какое равенство называют формулой пути? — Формулой пути называют буквенное выражение

s=vt

в котором s — это пройденный путь,  v — это скорость движения, а t — это время, за которое пройден путь.

Решаем устно

1. Какое число стоит в конце цепочки вычислений? 

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

Ответ: 46.

2. Какое число надо прибавить к 18, чтобы получить 64?

64 — 18 = 46

Ответ: 46.

3. Из какого числа надо вычесть 36, чтобы получить 16?

16 + 36 = 52

Ответ: 52.

4. Какое число надо вычесть из числа 82, чтобы получить 24?

82 — 24 = 58

Ответ: 58.

5. Две черепахи ползут со скоростью 6 м/мин и 4 м/мин. С какой скоростью они отдаляются друг от друга, если ползут в противоположных направлениях?

6 + 4 = 10 (м/мин)

Ответ: 10 м/мин.

6. Сначала книга стала дешевле на 24 р., а потом подорожала на 16 р. Как изменилась, увеличилась или уменьшилась, по сравнению с начальной ценой цена книги и на сколько?

Пусть сначала книга стоила х рублей. Тогда после всех изменений книга стала стоить:

х — 24 + 16 = х — 8 (рублей).

Значит цена книги стала меньше на 8 рублей.

Ответ: Цена уменьшилась на 8 рублей.

Упражнения

241. Прочитайте числовые выражения, используя термины «сумма», «разность», «произведение», «частное»:

  1. 12 + 16 — сумма чисел 12 и 6
  2. 39 — 24 — разность чисел 39 и 24
  3. 18 • 19 — произведение чисел 18 и 19
  4. 98 : 14 — частное чисел 98 и 14
  5. (238 + 124) — 95 — разность суммы чисел 238 и 124 и числа 95
  6. 39 • 16 + 48 • 2 — сумма произведения чисел 39 и 16 и произведения чисел 48 и 2
  7. 204 : 6 — 102 : 3 — разность частного чисел 204 и 6 и частного чисел 102 и 3
  8. (53 + 38) • (53 — 38) — произведение суммы чисел 53 и 38 и разности 

242. Найдите значение выражения:

  1. 56 + 42 : 14 — 7 = 56 + 3 — 7 = 59 — 7 = 52
  2. (56 + 42) : (14 — 7) = 98 : 7 = 14
  3. (56 + 42) : 14 — 7 = 98 : 14 — 7 = 7 — 7 = 0
  4. 56 + 42 : (14 — 7) = 56 + 42 : 7 = 56 + 6 = 62

243. Найдите значение выражения:

1) 374 + x, если х = 268

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

2) 374 — х, если х = 268

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

3) а + b + 988, если а = 714, b = 569

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

4) а — 314 + 625 — с, если а = 836, с = 442

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

244. Найдите значение выражения:

1) у + 653, если у = 894

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

2) у — 653, если у = 894

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

3) а — b — 569, если а = 2 316, b = 1 495

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

245. В классе учится а мальчиков и 14 девочек. Сколько всего учащихся в этом классе?

a + 14 (учащихся) — в классе.

Ответ: а + 14.

246. В саду растёт 158 деревьев, из них а деревьев составляют яблони, а остальные — вишни. Сколько вишнёвых деревьев растёт в саду?

158 — а (деревьев) — вишни.

Ответ: 158 — а вишнёвых деревьев.

247. За 8 ч самолёт пролетел 5 км. С какой скоростью летел самолёт?

Поскольку s = vt, то v = s : t. Мы знаем, что s = 5 км, t = 8 ч. Тогда можно записать:

v = 5 : 8 =  Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы (км/ч).

Ответ: Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы км/ч.  

248. Автомобиль проехал s км со скоростью 65 км/ч. Сколько времени автомобиль был в пути?

Поскольку s = vt, то t = s : v. Мы знаем, что s = s км, v = 65 км/ч. Тогда можно записать:

t = s : 65 =   Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы (ч).

Ответ: Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы ч. 

249. Найдите по формуле пути расстояние, которое пройдёт поезд за 6 ч, двигаясь со скоростью 67 км/ч.

s = vt

Мы знаем, что t = 6 ч, v = 67 км/ч. Значит:

s = 67 • 6 = 402 (км) — проедет поезд.

Ответ: 402 км.

250. Найдите по формуле пути расстояние, которое проплывёт моторная лодка за 7 ч, двигаясь со скоростью 32 км/ч.

s = vt

Мы знаем, что t = 7 ч, v = 32 км/ч. Значит:

s = 32 • 7 = 224 (км) — проплывёт моторная лодка.

Ответ: 224 км.

251. Вычислите значение у по формуле у = 4х — 7, если:

1) х= 26

y = 4 • 26 — 7 = 104 — 7 = 97

Ответ: y = 97.

2) х = 15

y = 4 • 15 — 7 = 60 — 7 = 53

Ответ: y = 53.

252. Вычислите значение а по формуле а = 86 — 5b, если:

1) b = 17

a = 86 — 5 • 17 = 86 — 85 = 1

Ответ: b = 1.

2) b = 9.

a = 86 — 5 • 9 = 86 — 45 = 41

Ответ: y = 41.

253. Составьте числовое выражение и найдите его значение:

1) разность суммы чисел 238 и 416 и числа 519

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

2) сумма разности чисел 823 и 374 и разности чисел 3 477 и 3 086

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

3) произведение суммы и разности чисел 15 и 12

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

4) частное суммы чисел 209 и 193 и разности чисел 42 930 и 42 924

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

254. Составьте числовое выражение и найдите его значение:

1) сумма разности чисел 238 и 149 и числа 506

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

2) частное суммы и разности чисел 48 и 16

(48 + 16) : (48 — 16) = 64 : 32 = 2

3) произведение суммы чисел 124 и 126 и разности чисел 313 и 307

(124 + 126) • (313 — 307) = 250 • 6 = 1500

4) разность произведения чисел 32 и 15 и частного чисел 896 и 28

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

255. Упростите выражение и найдите его значение:

1) 476 + а + 224, если а = 221

476 + a + 224 = 700 + a 

если а = 221

700 + 221 = 921

2) х + 246 — 46, если х = 137

x + 246 — 46 = x + 200

если х = 137

137 + 200 = 337

3) 973 — 243 — у, если у = 258

973 — 243 — y = 700 — y

если у = 258

700 — 258 = 472

256. Упростите выражение и найдите его значение:

1) 2 318 + b + 6 682, если b = 5 195

2 318 + b + 6 682 = 9000 + b

если b = 5 195

9000 + 5 195 = 14195

2) 829 — 329 + m, если m = 700

829 — 329 + m = 500 + m

если m = 700

500 + 700 = 1 200

257. На первом участке росло 67 кустов смородины. Потом х кустов пересадили на второй участок, а на первый посадили y новых кустов. Сколько кустов стало на первом участке? Вычислите значение полученного выражения, если х = 18, у = 25.

Составим выражение:

67 — x + y  — кустов стало на первом участке.

Если х = 18, у = 25, то:

67 — 18 + 25 = 49 + 25 = 74 (куста) — стало на первом участке.

Ответ: 74 куста.

258. У Винни-Пуха было m горшочков мёда. Пятачок подарил ему ещё 24 горшочка, и они вместе съели n горшочков мёда. Сколько горшочков мёда осталось после этого у Винни-Пуха? Вычислите значение полученного выражения, если m = 56, n = 12.

Составим выражение:

m + 24 — n  — горшочков мёда осталось у Винни-Пуха.

Если m = 56, n = 12, то:

56 + 24 — 12 = 80 — 12 = 68 (горшочков) -мёда осталось у Винни-Пуха.

Ответ: 68 куста.

259. Пьеро купил m карандашей по 24 сольдо и пять тетрадей по n сольдо, заплатив за тетради больше, чем за карандаши. На сколько больше заплатил Пьеро за тетради, чем за карандаши? Вычислите значение полученного выражения при m = 6, n = 32.

24 • m  сольдо — заплатил Пьеро за карандаши

n • 5 сольдо — заплатил Пьеро за тетради

n • 5 — 24 • m сольдо — заплатил Пьеро больше за тетради, чем за карандаши.

Если m = 6, n = 32, то:

32 • 5 — 24 • 6 = 160 — 144 = 16 (сольдо) — заплатил Пьеро больше за тетради, чем за карандаши.

Ответ: На 16 сольдо больше.

260. Мальвина купила 8 конфет по а сольдо и b пирожных по 65 сольдо, заплатив за конфеты меньше, чем за пирожные. На сколько меньше заплатила Мальвина за конфеты, чем за пирожные? Вычислите значение полученного выражения при а = 14, b = 4.

а • 8  сольдо — заплатила Мальвина за конфеты

65 • b сольдо — заплатила Мальвина за пирожные

65 • b — а • 8 сольдо — заплатила Мальвина меньше за конфеты, чем за пирожные.

Если а = 14, b = 4, то:

65 • 4 — 14 • 8 = 260 — 112 = 148 (сольдо) — заплатила Мальвина меньше за конфеты, чем за пирожные.

Ответ: На 148 сольдо меньше.

261. В цистерне было 712 л воды. Каждый час из неё вытекает 18 л. Составьте формулу для вычисления объёма воды, которая осталась в цистерне через t ч, и вычислите этот объём, если: 1) t = 4; 2) t = 12.

712 — 18 • t — литров воды останется в цистерне через t часов.

  1. если: t = 4, то 712 — 18 • 4 = 712 — 72 = 640 (литров) — останется в цистерне через 4 часа.
  2. если: t = 12, то 712 — 18 • 12 = 712 — 216 = 496 (литра) — останется в цистерне через 12 часов.

Ответ: 1) 640 литров, 2) 496 литров.

262. Илья разложил по m марок в каждый из шести альбомов, и ещё 12 марок у него осталось. Составьте формулу для вычисления количества марок, которые есть у Ильи, и вычислите это количество, если: 1) m = 18; 2) m = 36.

m • 6 + 12 — марок было у Ильи.

  1. если: m = 18, то 18 • 6 + 12 = 108 + 12 = 120 (марок) — было у Ильи.
  2. если: m = 36, то 36 • 6 + 12 = 216 + 12 = 228 (марок) — было у Ильи.

Ответ: 1) 120 марок, 2) 228 марок.

Упражнения для повторения

263. Точки А, В и С лежат на одной прямой. Расстояние между точками А и В равно 30 см, а между точками В и С — 10 см. Найдите расстояние между точками А и С.

Данная задача имеет два решения.

Решение 1. Если точка В лежит между точками А и С.

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

АС = АВ + ВС = 30 + 10 = 40 (см) — расстояние между точками А и С.

Ответ: АС = 40 см.

Решение 2. Если точка С лежит между точками А и В.

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

АС = АВ — АС = 30 — 10 = 20 (см) — расстояние между точками А и С.

Ответ:АС = 20 см.

264. Наташа купила художественный альбом за 630 р. и несколько сборников стихов по 60 р. каждый. Сколько сборников купила Наташа, если за всю покупку она заплатила 990 р.?

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

1) 630 • 1 = 630 (рублей) — стоимость купленных альбомов.

2) 990 — 630 = 360 (рублей) — стоимость купленных сборников стихов.

3) 360 : 60 = 6 (штук) — количество купленных сборников стихов.

Ответ: 6 штук.

265. Масса полного ящика с яблоками составляет 25 кг. После того как продали половину яблок, масса ящика с оставшимися яблоками оказалась равной 15 кг. Какова масса пустого ящика?

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

1) 25 — 15 = 10 (кг) — масса проданной половины яблок.

2) 10 • 2 = 20 (кг) — масса яблок в полном ящике.

3) 25 — 20 = 5 (кг) — масса пустого ящика.

Ответ: 5 кг. 

Задача от мудрой совы

266. Кабинки развлекательного аттракциона «Колесо обозрения» (рис. 68) последовательно пронумерованы числами 1, 2, 3 и т. д. Сколько всего кабинок, если известно, что когда кабинка с номером 24 занимает самую высокую позицию, то кабинка с номером 10 — самую низкую?

Мерзляк 5 класс - § 9. Числовые и буквенные выражения. Формулы

В «Колесе обозрения» кабинки всегда располагаются на равном расстоянии друг от друга по кругу, причём первая и последняя кабинки находятся рядом. 

1) Если на верху находится кабинка под номером 24, а внизу — под номером 10, то это значит, что в половине Колеса обозрения» умещается 24 — 10 = 14 кабинок.

2) Во второй половине «Колеса обозрения» находится точно такое же количество кабинок, что и в первой — 14 шт. Значит всё «Колесо обозрения» включает в себя 14 • 2 = 28 кабинок.

Ответ: 28 кабинок.