Мерзляк 6 класс — § 10. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
Вопросы к параграфу
1. Сформулируйте правило сложения (вычитания) дробей с разными знаменателями.
Для того, чтобы сложить (вычесть) две дроби с разными знаменателями, надо:
- привести их к общему знаменателю;
- применить правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями.
2. Какими свойствами обладает действие сложения дробей?
Для дробей выполняются такие же свойства сложения, как и для натуральных чисел:
Переместительное свойство сложение:
Сочетательное свойство сложения:
Решаем устно
1. Сколько минут составляют:
Мы знаем, что 1 час = 60 минут. Значит:
1) часа = 12 минут, так как 60 : 5 • 1 = 12 • 1 = 12 (минут).
2) часа = 45 минут, так как 60 : 4 • 3 = 15 • 3 = 45 (минут).
3) часа = 30 минут, так как , а 60 : 2 • 1 = 30 • 1 = 30 (минут).
4) часа = 40 минут, так как 60 : 3 • 2 = 20 • 2 = 40 (минут).
2. На прямоугольном участке земли, стороны которого равны 50 м и 40 м, планируют разбить розарий прямоугольной формы со сторонами 20 м и 15 м. Какую часть площади всего участка займёт розарий?
1) 50 • 40 = 2 000 (м²) — площадь всего участка.
2) 20 • 15 = 300 (м²) — площадь розария.
3) (часть) — участка займёт розарий.
Ответ: часть участка.
3. Масса 1 л керосина равна кг, а 1 л бензина — кг. Масса литра какого топлива, керосина или бензина, больше и на сколько килограммов?
1) (кг) — масса 1 литра керосина.
2) — значит масса 1 литра керосина больше, чем масса 1 литра бензина.
3) (кг) — на столько масса 1 литра керосина больше, чем масса 1 литра бензина.
Ответ: Масса 1 литра керосина на кг больше, чем масса 1 литра бензина.
4. Три подруги съели торт. Первая подруга съела торта, вторая — торта. Какую часть торта съела третья подруга?
1) (часть) — торта съела первая подруга.
2) (часть) — торта съела вторая подруга.
3) (часть) — торта съели первая и вторая подруга вместе.
4) (часть) — торта съела третья подруга.
Ответ: часть торта.
Упражнения
269. Вычислите:
270. Вычислите:
271. Найдите значение выражения, предварительно сократив дроби:
272. В одной банке было л сметаны, а в другой — л. В какой банке было больше сметаны и на сколько литров?
1) (л.) — сметаны в первой банке.
2) (л.) — сметаны во второй банке.
3) — значит в первой банке сметаны больше, чем во второй.
4) (л.) — сметаны в первой банке больше, чем во второй.
Ответ: В первой банке на л. сметаны больше, чем во второй.
273. Окунев поймал рыбу длиной м, а Щукин — длиной м. Кто из них поймал рыбу длиннее и на сколько метров?
1) (м) — длина рыбы, пойманной Окуневым.
2) (м) — длина рыбы, пойманной Щукиным.
3) — значит Щукин поймал более длинную рыбу, чем Окунев.
4) (м) — на столько рыба Щукина длиннее, чем рыба Окунева.
Ответ: Щукин поймал рыбу длиннее на м.
274. Золушка ч убирала комнаты, что на ч больше времени, которое она затратила на мытьё посуды. Сколько времени заняли у Золушки уборка и мытьё посуды?
1) (ч) — время, которое Золушка потратила на уборку комнат.
2) (ч) — на такое время меньше Золушка потратила на мытьё посуды.
3) (ч) — Золушка потратила на мытьё посуды.
4) (ч) — заняли у Золушки уборка комнат и мытьё посуды.
Ответ: часа.
275. На завтрак Винни-Пух съел горшочка мёда, что на горшочка меньше, чем он съел на обед. Какую часть горшочка мёда Винни-Пух съел на завтрак и на обед?
1) (часть) — горшочка мёда съел Винни-Пух на завтрак.
2) (часть) — горшочка — на столько мёда съел Винни-Пух на обед больше.
3) (часть) — горшочка мёда съел Винни-Пух на обед.
4) (часть) — горшочка мёда съел Винни-Пух на завтрак и обед.
Ответ: часть горшочка мёда.
276. Найдите сумму:
277. Найдите сумму:
278. Вычислите значение выражения:
279. Выполните вычитание:
280. Выполните вычитание:
281. Решите уравнение:
282. Решите уравнение:
283. Преобразуйте десятичные дроби в обыкновенные и вычислите:
284. Преобразуйте десятичные дроби в обыкновенные и вычислите:
285. Собственная скорость теплохода составляет км/ч, а скорость течения реки — км/ч. Найдите скорость теплохода по течению реки и его скорость против течения.
1) (км/ч) — скорость теплохода по течению реки.
2) (км/ч) — скорость теплохода против течения реки.
Ответ: Скорость теплохода по течению реки равна км/ч, а против течения реки — км/ч.
286. Скорость катера по течению реки составляет км/ч, а скорость течения — км/ч. Найдите собственную скорость катера и скорость катера против течения реки.
1) (км/ч) — собственная скорость катера.
2) (км/ч) — скорость катера против течения реки.
Ответ: Собственная скорость катера равна км/ч, а скорость катера против течения реки равна км/ч.
287. Расшифруйте фамилию выдающегося русского математика, жившего на рубеже XIX и XX вв., академика Петербургской Академии наук, вице-президента Академии наук СССР, основателя школы математической физики, чьё имя носит Математический институт Российской академии наук в Москве. Номер примера соответствует месту, на котором стоит буква в слове.
1) — буква С.
2) — буква Т.
3) — буква Е.
4) — буква К.
5) — буква Л.
6) — буква О.
7) — буква В.
Ответ: Фамилия выдающегося русского математика — СТЕКЛОВ.
288. Вычислите значение выражения наиболее удобным способом:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
289. Решите уравнение:
290. Решите уравнение:
291. Выполните действия:
1)
2)
3)
4)
292. Выполните действия:
1)
2)
3)
4)
293. В трёх ящиках было кг апельсинов. В первом и втором ящиках было кг апельсинов, а в первом и третьем — кг. Сколько килограммов апельсинов было в каждом ящике?
1) (кг) — апельсинов было во втором ящике.
2) (кг) — апельсинов было в первом ящике.
3) (кг) — апельсинов было в третьем ящике.
Ответ: В первом ящике было кг апельсинов, во втором ящике — кг, а в третьем ящике — кг.
294. На компьютере обрабатывали три задачи в течение 30 мин. На первую и вторую задачи было затрачено мин, а на вторую и третью — мин. Сколько минут было затрачено на обработку каждой задачи?
1) (мин) — затратили на обработку первой задачи.
2) (мин) -затратили на обработку второй задачи.
3) (мин) — затратили на обработку третьей задачи.
Ответ: На обработку первой задачи затратили минут, второй задачи — минут, а третьей — минут.
295. Для приготовления кг крема кулинар взял кг молока, кг какао и сахар. Сколько килограммов сахара взял кулинар для приготовления крема?
1) (кг) — взяли молока и какао.
2) (кг) — сахара потребовалось кулинару.
Ответ: кг сахара.
296. Для изготовления 12 кг мороженого взяли кг воды, кг молочного жира, кг сахара и фруктовый сироп. Сколько килограммов сиропа взяли для изготовления мороженого?
1)
(кг) — взяли воды, молочного жира и сахара.
2) (кг) — фруктового сиропа взяли для изготовления мороженого.
Ответ: кг фруктового сиропа.
297. Длина одной из сторон треугольника равна см, что на см больше длины второй стороны и на см меньше длины третьей. Вычислите периметр треугольника.
1) (см) — длина второй стороны треугольника.
2) (см) — длина третьей стороны треугольника.
3)
(см) — периметр треугольника.
Ответ: Периметр треугольника равен см.
298. Периметр треугольника равен 42 см, а длина одной из сторон см, что на см меньше длины второй. Найдите длину третьей стороны треугольника.
1) (см) — длина второй стороны треугольника.
2) (см) — общая длина первой и второй стороны треугольника.
3) (см) длина третьей стороны треугольника.
Ответ: см.
299. Филипок потратил своих денег на приобретение книги «Занимательная математика», — на книгу «Занимательная физика», на карандаши, а оставшиеся деньги — на конфеты. Какую часть своих денег Филипок потратил на конфеты?
1) (часть) — денег Филипок потратил на книги и карандаши.
2) (часть) — денег осталась на конфеты.
Ответ: на конфеты Филипок потратил своих денег.
300. Золотов, Серебров. Платинов и Бриллиантов нашли клад. Золотову досталась клада, Сереброву — , Платинову — , а остальное — Бриллиантову. Какую часть клада получил Бриллиантов?
1) (часть) — клада досталась Золотову, Сереброву и Платинову.
2) (часть) — клада досталась Бриллиантову.
Ответ: Бриллиантов получил часть клада.
301. Ивасик-Телесик может вспахать поле за 6 ч, а Катигорошек — за 4 ч. Какую часть поля они вспашут, работая вместе, за 1 ч? За 2 ч?
1) (часть) — поля может вспахать за 1 час Ивасик-Телесик.
2) (часть) — поля может вспахать за 1 час Катигорошек.
3) (часть) — поля могут вспахать за 1 час Ивасик-Телесик и Катигорошек, работая вместе.
4) (часть) — поля могут вспахать за 2 часа Ивасик-Телесик и Катигорошек, работая вместе.
Ответ: за 1 час они вспашут часть поля, а за 2 часа — часть поля.
302. Первый маляр может покрасить забор за 15 ч. второй — за 12 ч, а третий — за 10 ч. Какую часть забора они покрасят вместе за 1 ч? За 2 ч? За 4 ч?
1) (часть) — забора может покрасить за 1 час первый маляр.
2) (часть) — забора может покрасить за 1 час второй маляр.
3) (часть) — забора может покрасить за 1 час третий маляр.
4) (часть ) — забора могут покрасить все маляры за 1 час, работая вместе.
5) (часть) — забора могут покрасить все маляры за 2 часа, работая вместе.
6) (часть) — забора могут покрасить все маляры за 4 часа, работая вместе.
Ответ: за 1 час они вместе покрасят часть забора, за 2 часа — часть забора, а за 4 часа — весь забор целиком (1 целая часть).
303. 1) Миша может съесть арбуз за 12 мин, а Коля — за 16 мин. Какая часть арбуза останется через 1 мин, если мальчики одновременно начнут есть его вместе?
1) (часть) — арбуза съедается Мишей за 1 минуту.
2) (часть) — арбуза съедается Колей за 1 минуту.
3) (часть) — арбуза будет съедена двумя мальчиками за 1 минуту.
4) (часть) — арбуза останется через 1 минуту.
Ответ: часть арбуза останется.
2) Бассейн можно наполнить водой за 6 ч через одну трубу и слить воду за 10 ч через другую. Бассейн был пуст, когда Иван Забывайкин открыл краны одновременно на двух трубах. Какая часть бассейна останется незаполненной водой через 1 ч после того, как открыли краны?
1) (часть) — бассейна наполняется через первую трубу за 1 час.
2) (часть) — бассейна выливается через вторую трубу за 1 час.
3) (часть) — бассейна будет наполнена через 1 час.
4) (часть) — бассейна останется ненаполненной через 1 час работы обеих труб.
Ответ: часть бассейна.
304. Пётр Ленивцев может покрасить стену за 24 ч, а Иван Трудолюб — за 8 ч. Какая часть стены останется неокрашенной после 1 ч совместной работы Ленивцева и Трудолюба?
1) (часть) — стены красит Ленивцев за 1 час.
2) (часть) — стены красит Трудолюбов за 1 час.
3) (часть) — стены будет покрашена после 1 часа совместной работы.
4) (часть) — стены останется непокрашенной после 1 часа совместной работы.
Ответ: часть стены.
305. Елена и Мария могут вместе набрать на компьютере текст рукописи за 6 ч. Какую часть рукописи наберёт Елена за 1 ч, если Мария может набрать текст всей рукописи за 9 ч?
1) (часть) — всего текста набирают Мария и Елена вместе за 1 час.
2) (часть) — всего текста набирает Мария за 1 час работая одна.
3) (часть) — текста набирает Елена за 1 час работая одна.
Ответ: Елена наберёт часть рукописи.
306. Через две трубы бассейн можно наполнить водой за 3 ч. Какую часть бассейна можно наполнить за 1 ч через одну из этих труб, если через другую трубу его можно наполнить за 5 ч?
1) (часть) — бассейна наполняется за 1 час при работе сразу двух труб.
2) (часть) — бассейна наполняется за 1 час при работе второй трубы.
3) (часть) — бассейна наполняется ща 1 час при работе первой трубы.
Ответ: части.
307. Увеличится или уменьшится сумма и на сколько, если:
1) одно из слагаемых увеличить на , а другое уменьшить на
Вычтем из большего числа меньшее:
Так как большее число мы прибавляли к сумме, то значит сумма увеличится на полученное значение.
Ответ: сумма увеличиться на .
2) одно из слагаемых увеличить на , а другое уменьшить на
Вычтем из большего числа меньшее:
Так как большее число мы вычитали из суммы, то значит сумма уменьшится на полученное значение.
Ответ: сумма уменьшится на .
308. Увеличится или уменьшится разность и на сколько, если:
1) уменьшаемое увеличить на
Разность увеличится на .
2) вычитаемое увеличить на
Разность уменьшится на .
3) уменьшаемое увеличить на , а вычитаемое — на
Приведём числа к общему знаменателю и сравним эти числа:
;
, значит , то есть вычитаемое увеличилось на большее значение, чем уменьшаемое.
Вычтем из большего числа меньшее:
.
Так как вычитаемое увеличилось на большее значение, чем уменьшаемое, то разность уменьшится на полученное значение .
Ответ: разность уменьшится на .
4) уменьшаемое уменьшить на , а вычитаемое увеличить на
Ответ: разность уменьшится на .
309. Увеличится или уменьшится разность и на сколько, если:
1) уменьшаемое уменьшить на
Разность уменьшится на
2) вычитаемое уменьшить на
Разность увеличится на
3) уменьшаемое уменьшить на , а вычитаемое — на
Приведём числа к общему знаменателю и сравним эти числа:
;
, значит , то есть уменьшаемое уменьшилось на большее значение, чем вычитаемое.
Вычтем из большего числа меньшее:
.
Так как уменьшаемое уменьшилось на большее значение, чем вычитаемое, то разность уменьшится на полученное значение .
Ответ: разность уменьшится на .
4) уменьшаемое увеличить на , а вычитаемое уменьшить на
Ответ: разность увеличится на .
310. Найдите значение выражения, выбирая удобный порядок вычислений:
1)
2)
3)
4)
311. Найдите значение выражения, выбирая удобный порядок вычислений:
1)
2)
312. Сравните дроби, не приводя их к общему знаменателю:
1) и
Найдём числа, при сложении с которыми данных дробей получиться 1:
То есть для того, чтобы дополнить до единицы, надо к числу добавить число , а к числу добавить число .
, значит дроби не хватает до 1 больше, чем дроби . То есть первое число меньше, чем второе.
Ответ: .
2) и
Найдём числа, при сложении с которыми данных дробей получиться 1:
То есть для того, чтобы дополнить до единицы, надо к числу добавить число , а к числу добавить число .
, значит дроби не хватает до 1 меньше, чем дроби . То есть первое число больше, чем второе.
Ответ: .
313. Упростите выражение (буквами обозначены натуральные числа):
1)
2)
3)
314. Упростите выражение (буквами обозначены натуральные числа):
1)
2)
3)
315. Какое натуральное число является корнем уравнения:
1)
Решим задание методом подбора.
Мы знаем, что .
Если , то — верно.
Ответ: .
2)
Решим задание методом подбора.
Мы знаем, что .
Если , то — верно.
Ответ: .
316. При каких наименьших натуральных значениях a и b верно равенство:
1)
Значит надо найти такое натуральное значение a и b, при котором будет верно равенство 3a — 2b = 1.
Запишем числа:
- кратные числу 3: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27.
- кратные 2: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20.
Выберем такие числа, при котором будет справедливо равенство:
- число, кратное 3 минус число, кратное 2 равно 1.
Такому условию соответствуют числа 3 и 2, но они не подходят, так как натуральные числа a и b не равны друг другу, а 3a = 3 при a = 1 и 2b = 2 при b = 1.
Значит это числа 21 и 20, так как 21 — 20 = 1.
Можно найти значение чисел a и b:
- 21 : 3 = 7, то есть a = 7
- 20 : 2 = 10, то есть b = 10.
Проверим:
- 3a — 2b = 3 • 7 — 2 • 10 = 21 — 20 = 1
Ответ: a = 7, b = 10
2)
Значит надо найти такое натуральное значение a и b, при котором будет верно равенство 5a — 3b = 4.
Запишем числа:
- кратные 5: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40.
- кратные числу 3: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27.
Выберем такие числа, при котором будет справедливо равенство:
- число, кратное 5 минус число, кратное 3 равно 4.
Такому условию соответствуют числа 10 и 6, но они не подходят, так как натуральные числа a и b не равны друг другу, а 5a = 10 при a = 2 и 3b = 6 при b = 2.
Значит это числа 25 и 21, так как 25 — 21 = 4.
Можно найти значение чисел a и b:
- 25 : 5 = 5, то есть a = 5
- 21 : 3 = 7, то есть b = 7.
Проверим:
- 5a — 3b = 5 • 5 — 3 • 7 = 25 — 21 = 4
Ответ: a = 5, b = 7
317. Увеличится или уменьшится значение дроби и на сколько, если ее числитель увеличить на знаменатель?
Предположим, что у нас есть дробь (при b ≠ 0).
Если числитель этой дроби увеличить на величину знаменателя, то дробь можно записать так:
Это значит, что при увеличении числителя на знаменатель, значение дроби увеличиться на единицу.
Ответ: Значение дроби увеличится на 1.
318. Вычислите значение выражения
Каждое из слагаемых выражения можно представить в виде разности:
…
То есть исходное выражение можно записать так:
Применив переместительный закон сложения и вычитания все одинаковые дроби можно сократить:
В результате исходное выражение сокращается до разности:
Ответ:
319. Вычислите значение выражения
Каждое из слагаемых выражения можно представить в виде разности:
…
То есть исходное выражение можно записать так:
Применив переместительный закон сложения и вычитания все одинаковые дроби можно сократить:
В результате исходное выражение сокращается до разности:
Ответ:
320. Докажите, что
В левой части неравенства находится сумма девяти дробей:
В правой части неравенства — дробь . Представим эту дробь в виде суммы девяти дробей:
Теперь последовательно сравним дроби из левой части неравенства с соответствующими дробями из правой части неравенства:
…
Получается, что левая часть неравенства — это сумма дробей, которые больше или равны дробям из правой части неравенства, а количество слагаемых в левой и правой части одинаковое.
Значит левая часть неравенства больше, чем правая часть неравенства. Что и требовалось доказать.
321. Докажите, что
В левой части неравенства находится сумма десяти дробей:
В правой части неравенства — дробь . Представим эту дробь в виде суммы десяти дробей:
Теперь последовательно сравним дроби из левой части неравенства с соответствующими дробями из правой части неравенства:
…
Получается, что левая часть неравенства — это сумма дробей, которые больше или равны дробям из правой части неравенства, а количество слагаемых в левой и правой части одинаковое.
Значит левая часть неравенства больше, чем правая часть неравенства. Что и требовалось доказать.
Упражнения для повторения
322. У кажите пять чисел, каждое из которых имеет только три разных делителя. Можно ли утверждать, что таких чисел бесконечно много?
К таким числам можно отнести:
- число 4, так как его делителями являются числа 1, 2 и 4;
- число 9, так как его делителями являются числа 1, 3 и 9;
- число 25, так как его делителями являются числа 1, 5 и 25;
- число 49, так как его делителями являются числа 1, 7 и 49;
- число 121, так как его делителями являются числа 1, 11 и 121.
Не сложно заметить, что все эти числа являются квадратами простых чисел. То есть их делителями являются:
- единица;
- простое число, квадратом которого является данное число;
- само число.
Так как простых чисел бесконечно много, то и квадратов простых чисел также бесконечно много.
Ответ: 4, 9, 25, 49, 121 и т.д. Таких чисел бесконечно много.
323. Не выполняя вычислений, определите, простым или составным числом является значение выражения 11+22²+33³.
Каждое из слагаемых этого выражения делится на 11:
- 11 делится на 11 нацело;
- 22² делится на 11 нацело;
- 33³ делится на 11 нацело.
Значит и вся сумма делится на 11 нацело.
То есть значение выражение 11+22²+33³ имеет как минимум три делителя:
- единица;
- 11;
- число, обозначающее значение выражения.
Значит значение выражения является составным числом.
Ответ: значение выражения составное число.
324. За 5 мин бревно распилили на равные части длиной 30 см. Какой длины было бревно, если каждое распиливание длилось 1 мин?
Если за 5 минут сделали несколько распилов, каждое из которых длилось 1 минуту, то всего было сделано 5 : 1 = 5 (штук).
То есть после них получилось 6 равных частей длиной 30 см.
30 • 6 = 180 (см) — начальная длина бревна.
Ответ: длина бревна 180 см.
325. Расстояние между двумя пристанями по реке равно 36,6 км. От пристани, расположенной выше по течению, отплыл плот. Через 0,8 ч после начала движения плота навстречу ему от другой пристани отправился катер, собственная скорость которого равна 25 км/ч. Через сколько часов после начала движения плота они встретятся, если скорость течения реки составляет 2 км/ч?
Скорость движения плота равна скорости течения. Значит плот двигался со скоростью 2 км/ч.
1) 2 • 0,8 = 1,6 (км) — проплыл плот до начала движения катера.
2) 36,6 — 1,6 = 35 (км) — было между плотом и катером в момент начала движения катера.
3) 25 — 2 = 23 (км/ч) — скорость движения катер против течения.
4) 23 + 2 = 25 (км/ч) — совместная скорость (скорость сближения) плота и катера.
4) 35 : 25 = 1,4 (ч) — время движения катера до встречи с плотом.
5) 1,4 + 0,8 = 2,2 (ч) — время движения плота до встречи с катером.
Ответ: 2,2 ч.
326. В Солнечном городе одна поездка на любом городском транспорте стоит 28 р. Можно оплачивать отдельно каждую поездку, а можно купить единый месячный проездной билет стоимостью 2 560 р. Знайка подсчитал, что он пользуется городским транспортом 3 раза в день. В какие месяцы ему выгодно покупать проездной билет?
1) 28 • 3 = 84 (руб) — потратит на проезд Знайка за 1 день при покупке разовых билетов.
2) 84 • 28 = 2 352 (руб) — потратит Знайка в феврале (невисокосный год).
2) 84 • 29 = 2 436 (руб) — потратит Знайка в феврале (високосный год).
3) 84 • 30 = 2 520 (руб) — потратит Знайка, если в месяце 30 календарных дней.
4) 84 • 21 = 2 604 (руб) — потратит Знайка, если в месяце 31 календарный день.
Мы видим, что больше стоимости месячного проездного билета (2 560 руб) Знайка потратит только в те месяцы, в которых 31 календарный день. Это январь, март, май, июль, август, октябрь и декабрь.
Ответ: Знайке выгодно покупать проездной билет на месяц в январе, марте, мае, июле, августе, октябре и декабре.
Готовимся к изучению новой темы
327. Какую часть площади прямоугольника ABCD составляет площадь закрашенного прямоугольника (рис. 6)?
1) 11 • 8 = 88 (клеточек) — площадь прямоугольника ABCD.
2) 5 • 3 = 15 (клеточек) — площадь закрашенной части прямоугольника.
3) 15 : 88 = (часть) — закрашенная часть прямоугольника ABCD.
Ответ: часть прямоугольника.
328. Найдите произведение дробей и , предварительно преобразовав их в десятичные. Результат запишите в виде обыкновенной дроби.
1) = 3 : 5 = 0,6
2) = 3 : 4 = 0,75
3) 0,6 • 0,75 = 0,45 =
Ответ: .
329. Упростите выражение:
1) 12 • 3a = (12 • 3) • a = 36a
2) 0,6 • 7b = (0,6 • 7) • b = 4,2b
3) 0,8m • 0,5n • 4p = (0,8 • 0,5 • 4) • mnp = 1,6mnp
330. Раскройте скобки:
1) 2 (x + 7) = 2 • x + 2 • 7 = 2x + 14
2) 7 (5 — a) = 7 • 5 — 7 • a = 35 — 7a
3) (c — 0,4) • 1,2 = c • 1,2 — 0,4 • 1,2 = 1,2c — 0,48
331. Упростите выражение:
1) 1,6b — 0,5 b = (1,6 — 0,5) b = 1,1b
2) 3x + 17x — 5x = (3 + 17 — 5) x = 15x
3) 5,6a + 0,4a — 2 = (5,6 + 0,4) a — 2 = 6a — 2
Задача от мудрой совы
332. Сережа и Саша играют и такую игру: они по очереди берут камешки из кучки, и которой лежит 100 камешков. За один ход каждому разрешается взять или 1 камешек, или 3. Кто из них возьмёт последний камешек, если игру начинает Серёжа?
Числа 1 и 3 — нечётные. То есть за 1 ход можно убрать из кучки только нечётное число камешков. Это значит, что:
- в нечётные ходы: нечётное число камешков • нечётное количество ходов = нечётное число (камешков) — убрано из всей кучи;
- в чётные ходы: нечётное число камешков • чётное количество ходов = чётное число (камешков) — убрано из всей кучи.
100 — это чётное число. Значит последний камень будет убран в чётный ход.
Если первым начинает ходить Серёжа (нечётные ходы), то последний камешек заберёт Саша (чётные ходы).
Ответ: если игру начинает Серёжа, то последний камешек уберёт Саша.